?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 August 2012 @ 10:08 pm
простая правда одного покойного немца  


"Родиться глупым не стыдно, стыдно только умирать глупцом".

вчера дочитал "жизнь взаймы".
вообще не самый лучший роман ремарка. главная героиня - переходящая реинкарнация ремарковской жены, умершей от туберкулеза. и после "трех товарищей" все ее воплошения не впечатляют. фабула намеренна предсказуема, как и сюжет. герои шаблонны, ситуации - как неловкие аллюзии на "последнее танго в париже"бертолуччи.

хотя есть и совершенно шедевральные сцены - разговор клефе с парнем по фамилии геринг или эпизоды с голодным поэтом.

но в целом - не впечетлило.

суть не в том.
после прочтения я слегка задумался.
я поймал себя на мысли, что все романы ремарка в чем то главном очень похожи. при все их различии как по уровню художественного мастерства, так и по тематике. это не тема войны, и не тема человека на войне, и не тема послевоенной европы, и не тема потерянных людей.

я подумал, что у ремарка есть какой-то ускользающий от меня лирический герой, который пронизывает все его произведения. повертел так и этак, общие черты есть у многих героев, но главной связующей нити я не находил.

а потом я понял, что у ремарка очень простой лирический герой.
и он действительно следует за автором неотступно, из романа в роман, со страницы на страницу.
этот герой - смерть.

ремарк очень много написал о жизни - что-то очень точное, что-то спорное, что-то уже устаревшее к нашему расторопному веку.

но то, что эрих мария написал о смерти - безусловно. это аксиома не только художественного мира отдельно взятого творца, но и аксиома в общечеловеческом смысле.

смерть по ремарку истина вполне в математическом смысле.
герои на переживают смерть, не перерабатывают в опыт. она их настигает сама, они с ней сталкиваются.
она внезапна, безжалостна и бескомпромиссна.
она рушит любые мировоззренческие конструкции и полностью ломает внутренний мир героев.
после встречи со смертью герой ремарка не изменяется, но преображается. в некотором смысле он становится совершенно новым человеком.

смерть по ремарку страшна, обыдена,неизбежна и всеобъемлюща.
это такой аналог бога. мировой дух гегеля и христианский страшный суд в одном флаконе.

смерть наблюдает за героями ремарка и ждет своего часа.
ее партия всегда неожидана, всегда шокирующая. и в тоже время ожидаема.

скажу еще раз - все что ремарк написал о жизни относится только к эмпирическому опыту ремарка и его поколения.
но ремарковская смерть - безусловна.

именно поэтому ремарка будет актуально читать и через сто лет.
именно сцены описывающие смерть навсегда определяют ремарка в нетускнеющий список классиков мировой литературы.
именно в этом он гениален, а не в чем либо другом.

"Он не почувствовал удара. Только вдруг увидел перед собой траву и прямо
перед глазами какое-то растение, полурастоптанное, с красноватыми кистями
цветов и нежными узкими лепестками: цветы росли и увеличивались - так уже
было однажды, но он не помнил когда. Растение покачивалось, стоя совсем
одиноко на фоне сузившегося горизонта, - ибо он уже уронил голову в траву,
- бесшумно и естественно неся ему простейшее утешение, свойственное малым
вещам, и всю полноту покоя; и растение это росло, росло, оно заслонило все
небо, и глаза Гребера закрылись".


ap